Таганрог Понедельник, 20 мая

Большая стройка: как в Таганроге появились дома-коммуны

В двадцатые годы прошлого века казалось, что Россия стоит на пороге нового мира. Старый быт должен был кануть в прошлое, Ленин считал, что новое мышление не приемлет старой формы. Архитектура и вообще старое наследие не считалось чем то ценным и важным, важнее было дать людям жилое пространство и помочь сформировать новое мышление. В 1927 году усилились изыскания новой формы жилья:

Обратить внимание ведомств РСФСР, исполнительных комитетов, государственных учреждений и их хозрасчетных предприятий и кооперации, осуществляющих рабочее жилищное строительство, на целесообразность проведения в жизнь строительства типов домов с коллективным использованием вспомогательной площади (как то: кухни, столовой, ванных, прачечных и пр.).

Таганрог не остался в стороне. В 1929 году архитектор Иван Таранов-Белозёров разработал проект жилого дома-коммуны для рабочих Красного Котельщика. Построили его в 1931 году и сдали в фонд в 1932:



Это круглый в плане дом, в три этажа, с 36 квартирами. В доме не планировалось личных кухонь и ванных:


Зато был общий балкон и семь помывочных комнат:
Они представляли из себя пустое помещение, куда нужно было принести ведра с теплой водой, корыто и вёдра для грязной, использованной воды. После купания всё это нужно было вынести. Помывочных комнат было шесть (по две на каждом этаже), но никто ими не пользовался из-за неудобства, поэтому довольно скоро их захватили жильцы ближайших квартир – кто под кладовки, а кто и жилплощадь свою расширил.

В том же 1929 году построили еще один дом-коммуну, по адресу Фрунзе 55. Этот дом известен как дом Актера. Не такой авангардный (потому что не круглый) сейчас он привлекает меньше внимания жителей: так, не удалось найти фамилии архитектора. Здание в стиле конструктивизма выстроили торцом к улицам, так, что оно протянулось между Фрунзе и Октябрьской: 
Изначально дом был предназначен для артистов таганрогских театров и местного симфонического оркестра. В доме также не было кухонь — вместо этого на первом этаже был организован ресторан. 
В обоих случаях дома-коммуны показали свою полную несостоятельность. У актеров театра не хватало средств на питание в ресторане. 


В постановлении ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» (1930 г.) были резко осуждены крайности в предложениях по немедленному и полному обобщению быта трудящихся, как оторванные от действительности в своих максималистических тенденциях. «Наряду с ростом движения за социалистический быт имеют место крайне необоснованные полуфантастические, а поэтому чрезвычайно вредные попытки отдельных товарищей «одним прыжком» перескочить через те преграды на пути к социалистическому переустройству быта».

А в 1931 году выходит новый указ:
Строиться теперь должны в первую очередь «жилые дома с индивидуаль­ными квартирами

С экспериментальным жильем в Таганроге заканчивают. Оба дома-коммуны постепенно перестраивают в дома с индивидуальными квартирами. Последний экспериментальный дом «Нового быта» достроили без экспериментов — в нем давали квартиры американским инженерам.

Читайте нас в телеграмм: https://t.me/bloknot_taganrog

C.Клунный 

Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Спецрубрика: Большие стройки Таганрога   Клунный и Общественное собрание   
таганрогбольшая стройка
0
0