Таганрог Четверг, 16 мая
Общество, 22.02.2024 14:00

Александра Ивановна Науменко: «Мне было 14 лет, когда началась оккупация Таганрога»

Доводилось ли Вам общаться с человеком, которому исполнилось ни много ни мало 97 лет от роду? Есть ли в Вашей семье такие долгожители, которые ещё могут рассказать об оккупированном немцами Таганроге? Сегодня, в преддверии Дня защитника Отечества, в нашей рубрике «Лица города» ещё один уникальный случай – разговор со свидетелем времён Великой Отечественной войны – Науменко Александрой Ивановной. Мы с удовольствием делимся с вами, дорогие читатели, всем, о чём она смогла нам поведать.



Фото: Александра Ивановна

- Александра Ивановна, что врезалось в Вашу память во время оккупации Таганрога?

- Я родилась 12 сентября 1926 года в Таганроге. Мне было 14 лет, когда немцы вошли в город и началась оккупация Таганрога. Очень хорошо запомнился сильный голод – есть хотелось постоянно. Голод, страх, разруха, боролись за жизнь, как могли. Дети тогда очень быстро взрослели. Страшное было время, трудно вспоминать и говорить об этом. Очень хорошо помню нечеловеческую жестокость немцев. Это не передать словами. Но были редкие, единичные случаи, когда немцы хорошо к нам относились.

- Сможете вспомнить?

- Да, смогу, этот случай произошёл в нашей семье. В 1941 году моя старшая сестра Таисия сильно заболела и симптомы её болезни были схожи с тифом. Когда однажды к нам в дом зашёл немец и увидел больную сестру, то он посоветовал нам увезти её из города, сказав, что если другие немцы придут и увидят, какие у девушки симптомы, то не будут разбираться, что у неё там на самом деле, а сразу расстреляют. Наша мама собрала вещи, взяла сестру, и они ушли за несколько десятков километров в село - там у нас был ещё одно жильё. Меня оставили в Таганроге «на хозяйстве». На первое время был уголь, чтобы топить дом, из еды - кукуруза в початках. Через несколько недель, когда еда закончилась, я приняла решение идти к маме. На Мариупольском мосту тогда стояли немцы. Один из них неприветливый был, жестокий. Спросил, куда я иду – не хотел меня пропускать. Но тут снова повезло. Другой немец посоветовал спрятаться и переждать где-нибудь, потому что скоро будет смена караула и он меня пропустит. Так и получилось. Я пришла к маме, но помню было очень обидно, когда ещё и схлопотала от неё за свою самодеятельность. Тогда к детям было отношение как ко взрослым: мама очень рассердилась, что я оставила дом, уголь… Да, было обидно. Хотелось, чтобы пожалели, а вместо этого наказание.

- О жизни детей тех лет говорят: «детство, растоптанное войной». Что скажете?

- Конечно, детство закончилось в 1941 году. Голод, говорю, был страшный. В военное время, выучившись на шофёра, я работала - возила продукты.

Александра Ивановна не стала более вдаваться в подробности. Те, кому довелось пережить тяготы тех страшных дней, зачастую не хотят бередить душевные раны.

- Александра Ивановна, где и кем Вы работали в послевоенное время?

- 20 лет я отработала в трамвайном парке. Сначала я была водителем трамвая, но большую часть времени – диспетчером. Моя фотография до сих пор висит на стенде почётных работников трамвайного парка. На работе я никогда ни с кем не конфликтовала. Моё умение разговаривать с людьми часто ставили в пример. Я старалась найти общий язык со всеми и когда во время моего диспетчерства возникали производственные проблемы с водителями, мы решали всё мирным путём. За время моей работы было написано минимально количество рапортов, если сравнивать со всеми другими руководителями.



Фото: Александра Ивановна в диспетчерской, на работе

- Родственники говорят об интересной истории Вашего знакомства с супругом. Расскажите нам, пожалуйста.

- Мы познакомились в Таганроге. Науменко Тихон Фомич был офицером. По распределению их взвод отправили в наш город на завод им. Бериева, где они принимали самолёты – проверяли их исправность. Я в это время работала водителем трамвая. В один из рейсов Тихон Фомич и обратил на меня внимание. Он ездил на первой площадке и мог хорошо разглядеть меня (офицеры имели право ездить на первой площадке рядом с водителями, все остальные пассажиры располагались дальше). Несколько раз он садился в мой вагон и в один из выходных дней оказал мне первый знак внимания. Офицеру на субботу и воскресенье давали паёк. Сразу скажу, что этого пайка уж точно хватило бы на неделю, тем более бедным семьям, в которой я жила. Вот, помню, заходит он, а с ним и запах колбасы [Александра Ивановна улыбается]. Как хотелось есть, не передам вам. Но сижу, виду не подаю. Выходя из вагона, Тихон Фомич угостил меня горстью конфет. А в следующий раз предложил сходить в ресторан.



Фото: Александра Ивановна и Тихон Фомич

- И Вы согласились, не раздумывая?

- Нет, отказалась. Мне просто не в чем было идти. Поскольку Тихон Фомич был намного старше меня, он предположил, в чём вероятная причина моего отказа. И сотворил такое [улыбается]: пока я была на смене, он узнал, где я живу, встретился с моей мамой, потом пошёл и купил мне платье, обувь и вернулся в наш дом ждать меня с работы. Помню, захожу домой, а мама сообщает, что у нас гость. Я обомлела, увидев его. В итоге свидание в ресторане состоялось [Александра Ивановна снова улыбается, возвращаясь мыслями в свою молодость и вспоминая романтическую историю начала их отношений с мужем].



Фото: Тихон Фомич

- С тех пор вы были неразлучны?

- Потом Тихон Фомич сказал, что ему надо уехать. Многие знакомые с трамвайного парка посмеивались тогда надо мной и говорили, что он больше не приедет. Но спустя время он вернулся, забрал меня в Кустанай, куда его направили по распределению. В 1948 году мы поженились, а в 1949 году у нас родился сын - Виталий. Вспоминаю своего мужа с любовью. На работе меня всегда считали эталоном красоты, и во многом – благодаря Тихону Фомичу. Он всегда внимательно следил за моей обувью. Бывает, проснусь утром, а он уже сдал в ремонт мои туфли, у которых сбились набойки. Обувь покупал только кожаную, а платья самые лучшие.

- Вы можете сказать, что прожили счастливую жизнь?

- Да, несмотря на весь ужас военных лет, я прожила счастливую жизнь. Я была счастлива в замужестве. И сейчас всё в порядке. Часто вспоминаю супруга. Тихон Фомич был всегда моей поддержкой и опорой. Я окончила всего несколько классов. Когда на работе мне приносили рапорт об опоздании или какой-нибудь аварии, я должна была с ним ознакомиться и дать ответ. Помню, напишу ответ и несу домой, чтобы супруг проверил, есть ли ошибки. А на следующий день уже спокойно относила проверенный текст. Тихон Фомич умер в 1984 году. Я сейчас живу с сыном и его семьёй - они помогают мне, ухаживают. Сама, в силу возраста, уже не проживу…

- Александра Ивановна, мы знаем, что Вы – богатая бабушка и прабабушка.

- Да, не только богатая, но и счастливая. На сегодняшний день у меня 9 внуков и правнуков.



Фото: Уникальные кадры запуска первого троллейбуса, Новый вокзал, Александра Ивановна в центре

- Александра Ивановна, поделитесь секретом долголетия. Может быть, правильное питание?

- Если говорить о питании, то на протяжении многих десятков лет я не изменяю своим традициям: каждое утро пью зелёный чай «Ахмат» и ем простоквашу, заквашенную на домашнем молоке. Это – постоянная составляющая любого завтрака. Может добавиться каша, бутерброд с маслом и семгой, варёное яйцо, но без простокваши и чая не обходится ни один завтрак.

- А что бы Вы ещё отнесли в свою формулу долголетия?

- Я всегда старалась быть к людям добра. И они отвечали взаимностью: в ответ я также получала добро. У меня всегда были хорошие отношения с окружающими!

Мы благодарим Александру Ивановну за то, что нашла силы и возможность пообщаться с нами. Мы желаем ей хорошего самочувствия, насколько это возможно в столь почтенном возрасте. Мы благодарим её дружную и большую семью за семейную преемственность, за любовь, которые вы культивируете. Члены семьи Александры Ивановны вспоминают, что когда одна из правнучек в возрасте 4 лет считала, сколько же прабабушке лет, то вздохнула и сказала: «Бабушка, я уже устала считать». Александра Ивановна не растерялась и с улыбкой ответила: «Деточка, ты считать устала, а каково оно столько жить?» И вот тут сам Бог велел задать Александре Ивановне ещё один вопрос:

- Александра Ивановна, жизнь прекрасна? Ну вот многие говорят, что устали от жизни, что уже повидали всё, что нет интереса…

- Конечно тяжело, всё болит, но умирать не хочется!

Вот оно как! Таганрожцы, пусть всем нам эти слова станут флюгером в самых неприглядных и тяжёлых жизненных ситуациях. Всем – крепкого здоровья и долгих плодотворных лет жизни!



Фото: Тихон Фомич был удостоен многими боевыми наградами и орденами



Фото: Тихон Фомич даёт разнарядку

Фото из семейного архива  


Читайте нас в телеграмм: https://t.me/bloknot_taganrog 


Ирина Кузнецова


Ранее сообщалось: Спортивный Таганрог и его надёжная опора – тренер по плаванию Науменко Екатерина Олеговна




Новости на Блoкнoт-Таганрог
лица городаоккупация таганрогаВОВтаганрог блокнот
1
1